Бизнес и финансы

Чем отличается планирование от прогнозирования

Чёткое понимание задач и целей, поставленных перед организацией в целом и перед конкретным сотрудником в частности, позволяет упрочить положение компании и добиться великолепных показателей. Планирование и прогнозирование часто используют как слова-синонимы. Однако в действительности указанные категории обладают большим количеством отличий, важных для понимания.

 

Что такое планирование и прогнозирование

Планирование – целенаправленная деятельность организации, связанная с постановкой целей на определённую временную перспективу для оптимального распределения ресурсов и достижения миссии компании. Планированию свойственны чётко обозначенные интервалы (квартал, год, пятилетка и т.д.), а по каждому направлению деятельности назначается ответственный исполнитель.

Прогнозирование – вероятностное определение состояния изучаемого объекта (рынок, уровень продаж, спрос) в будущем на основе имеющихся данных. Такую деятельность следует отличать от гадания и предсказания. Прогнозирование выстраивается на основе объективной информации, а также динамических тенденций, влияющих на систему.

Разница между планированием и прогнозированием

Итак, указанные определения обладают большим количеством особенностей.

План – это задача, поставленная перед организацией и её сотрудниками. Так должно быть, и исполнителям нужно прежде всего думать о том, как добиться реализации поставленных задач.

Прогноз – это то, что может получиться, взгляд в будущее и его вероятностное осмысление. Он никогда не бывает точным на 100%, так как влиять на обстоятельства крайне тяжело.

Читайте также:  Чем отличается бухгалтер от экономиста

 

План служит своеобразным ориентиром, отступление от положений которого недопустимо. И если перевыполнение показателей ещё можно пережить (хотя на многих компаниях это не приветствуется), то недоработка всегда наказывается.

Прогноз – это всего лишь возможное будущее, и если оно не наступит, никто не понесёт за это ответственности.

 Отличие планирования от прогнозирования заключается в следующем:

  1. Сущность. Планирование – это стратегия компании, прогнозирование – тактика.
  2. Вопросы. Планирование касается глобальных целей, прогнозирование – прикладных задач.
  3. Временной период. Планирование составляется на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, прогнозирование – на ультракороткий или короткий отрезок времени.
  4. Управление. На выполнение плана можно повлиять, как напрямую, так и опосредованно. Прогноз всегда зависит от большого количества переменных, влиять на которые либо трудно, либо невозможно.
  5. Правовые последствия. Планирование – это составление «дорожной карты», обязательной для исполнения.
  6. Прогнозирование – попытка на основе имеющихся данных заглянуть в будущее и отследить динамику показателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»