ВАЗ-1111, ВАЗ-11113 “Ока”
Среди отечественных автомобилей “Ока” — рекордсмен. Во-первых, она — самая маленькая. Во-вторых, ее единственную одновременно выпускали три завода в разных городах: Тольятти, Набережных Челнах и Серпухове. Сегодня “Оку” производят только в двух последних, а на Волжском автозаводе, по-прежнему, выпускают для нее силовой агрегат. Правда, есть проект передачи производства на Камский автомобильный завод.
Спроектирована “Ока” на ВАЗе, отсюда и обозначение модели. Однако, первые машины сошли с конвейера КамАЗа. Это было в 1987 году, а в 1989-м к сборке подключился и ВАЗ. Серпуховский завод первоначально должен был делать машины для инвалидов со специальными органами управления. Делает он их и сейчас, однако большая часть автомобилей выпускается с обычными органами управления.
За годы производства “Ока” мало изменилась, что облегчает поиск запчастей к подержанным машинам. В середине 90-х годов на смену ВАЗ-1111 пришла модификация ВАЗ- 11113 с двигателем большего рабочего объема. Он унифицирован с мотором ВАЗ-21083, а предыдущий комплектовался деталями поршневой группы от ВАЗ-2108.
На прежних машинах обивка дверей была из кожзаменителя, теперь она пластиковая. Сиденья новых машин снабжены подголовниками. Слегка подретуширована внешность автомобиля. Часть машин выпускают в улучшенной комплектации “люкс” с тканевыми сиденьями, кузовом, окрашенным эмалью “металлик”. Многие фирмы занимаются тюнингом “Оки”, поскольку в стандартной комплектации машина выглядит аскетично. Зато это самый дешевый отечественный автомобиль (речь о цене новых машин).
Обзор
“Ока” — переднеприводный автомобиль с поперечно расположенным силовым агрегатом. Двигатель — 2-цилиндровый, снабжен двумя уравновешивающими валами. Система зажигания — бесконтактная. Коробка передач — 4-ступенчатая, что по современным меркам — анахронизм. Передняя подвеска — типа “Мак-Ферсон”, задняя — полунезавивимая. Тормоза спереди — дисковые, сзади — барабанные. Рулевой механизм — реечный. Колеса — самые маленькие из применяемых на отечественных автомобилях — 12- дюймовые.
Кузов — 3-дверный. Рабочее место водителя спроектировано хорошо: людям высокого роста здесь даже удобнее, чем в заднеприводных автомобилях ВАЗ. Правда, приходится отодвигать сиденье так, что сзади уже вообще невозможно разместиться. На задних сиденьях “Оки” очень тесно, а в багажник кроме инструментов, канистры и огнетушителя почти ничего положить не удается. Однако, если сложить сиденье, получится отсек для грузов, в котором можно разместить даже большой телевизор или маленький холодильник.
“Ока” занимает мало места на стоянке и имеет малый радиус поворота, что является преимуществом в крупных городах.
Дорожный просвет у “Оки” лишь немного меньше, чем у “Жигулей”, однако в эксплуатации это заметно. Как и у других миниатюрных автомобилей, зона возможной деформации кузова при аварии невелика, в отношении пассивной безопасности большие машины лучше.
Выпуск автомобилей ВАЗ-11113 в последние годы увеличился, и, по-видимому, будет расти, а значит подержанных машин на рынке тоже будет больше.
Прежде чем покупать “Оку”, нужно взвесить аргументы “за” и “против». Дело в том, что эта машина сильно отличается от других отечественных, которые более или менее универсальны и годятся для эксплуатации в различных условиях. “Ока” — автомобиль, предназначенный преимущественно для города, для поездок одному или вдвоем. Багажа много не взять: за задним сиденьем места не хватает и возить вещи приходится в салоне. Есть владельцы этих машин, которые умудряются путешествовать всей семьей, но о комфорте здесь речь уже не идет.
“Окой” легко управлять, машина хорошо держит дорогу, очень маневренна. Подвеска выдерживает достаточно мощные удары, в то же время ее нельзя назвать жесткой. Проходимость невелика, но все же лучше, чем можно ожидать от машины с маленькими колесами.
Маленький размер автомобиля приводит к тому, что невнимательные пешеходы и некоторые водители “Оку” иной раз просто не замечают. Приходится часто сигналить, чтобы обратили внимание.
Однако, малый размер дает преимущество в дорожных пробках, при парковке. У водителей порой возникает желание устраивать слалом между другими машинами на дороге, но делать это не следует. Напомним, кузова маленьких машин хуже защищают водителя и пассажиров при аварии.
Модификация ВАЗ-11113 лучше в эксплуатации, поскольку мощнее, быстрее разгоняется, реже нужно переключать передачи. Но и здесь двигатель слабоват. Владельцы стараются “выжать” из мотора всю мощность, поэтому двигатели часто работают на пределе своих возможностей. Из-за этого моторы “Оки” служат меньше, чем, например, “жигулевские”.
Двигатель, да и весь автомобиль, частично унифицирован с другими моделями ВАЗа, однако оригинальных деталей у “Оки” очень много. В двигателе это: блок цилиндров, головка, коленчатый и распределительный валы, даже ремень генератора и др. Отличаются кузовные детали, подвеска, коробка передач, фары и т.п. Поэтому не стоит надеяться, что удастся заменять “оковские” узлы “восьмерочными”. Следует заметить, с увеличением объемов производства машин с запчастями стало проще.
Владельцы “Оки” жалуются на плохую работу электрооборудования, отказы насоса стеклоомывателя, капризный карбюратор. Эти дефекты типичны для переднеприводных ВАЗов. У “Оки” возможны протечки масла из двигателя по стыкам. Реечный рулевой механизм недолговечен, поломки были практически на каждом автомобиле.
Вызывают нарекания колеса, ободы которых очень быстро теряют свою форму. Бывалые “оководы” советуют заменять стальные колеса на легкосплавные, которые прочнее. Выходят из строя подшипники ступиц, детали подвески. Следует внимательно следить за состоянием чехлов ШРУСов — при повреждении их нужно сразу заменять, иначе быстро выйдет из строя весь узел.
Часто приходится слышать, что “Ока” — женский автомобиль. Это не так. Машину не проектировали специально с расчетом на прекрасный пол, как некоторые иномарки. К тому же при эксплуатации всех отечественных автомобилей, в том числе ВАЗ-1111, владельцу независимо от пола поневоле приходится вникать в устройство, заниматься поиском запчастей и т.п.
Технические характеристики
Модель |
ВАЗ-1111 |
ВАЗ-11113 |
Кузов |
||
Тип |
X |
X |
Общее количество дверей |
3 |
3 |
Число мест |
4 |
4 |
Общие данные |
||
База, мм |
2180 |
2180 |
Длина, мм |
3200 |
3200 |
Ширина, мм |
1420 |
1420 |
Высота, мм |
1400 |
1400 |
Минимальный дорожный просвет, мм |
150 |
150 |
Снаряженная масса, кг |
675 |
675 |
Допустимая полная масса, кг |
985 |
985 |
Время разгона с места до 100 км/ч, с |
30,0 |
24,0 |
Размер стандартных шин |
135/80R12 |
135/80R12 |
Условный расход топлива, л 100 км |
||
при 90 км/ч |
3,2 |
4,3 |
при 120 км/ч |
4,5 |
5,0 |
в городском цикле |
6,0 |
6,4 |
Марка топлива |
92 |
92 |
Двигатель и коробка передач |
||
Рабочий объем, см3 |
644 |
749 |
Номинальная мощность, л.с. (кВт) |
29 (21) |
35 (26) |
при МИН-1 |
5600 |
5600 |
Максимальный крутящий момент, Н-м/мин-1 |
44/3200 |
52/3200 |
Число передач |
4 |
4 |
Резюме
“Ока” неудобна для путешествий, но хороша в больших городах.
✓