ЗАЗ-1102 “Таврия” vs ЗАЗ-1105 “Дана”
ЗАЗ-1102 начал свою жизнь на конвейере в 1987 году. От своего предшественника новая модель отличалась радикально. Допотопная “воздушка” уступила место современному 1,1-литровому мотору с жидкостным охлаждением, который располагался поперечно и передавал крутящий момент на передние колеса.
Пятиступенчатая коробка передач, передняя независимая подвеска «Мак-Ферсон” и задняя полунезависимая. реечное рулевое управление, дисковые тормоза спереди — всего этого не было у автомобилей «Запорожец”. Однако. главное отличие — современный 3-дверный кузов хэтчбек с необычно стремительными для запорожских машин очертаниями, с более комфортабельным салоном и трансформируемым багажным отделением.
Вскоре после начала серийного производства появились модификации, предназначенные для инвалидов. Автомобилем с индексом 11027 мог управлять человек с одной поврежденной ногой, но здоровыми руками. ЗАЗ-11028 предназначен для инвалидов, у которых бездействуют обе ноги, но выполняют свои функции обе руки, а ЗАЗ-11029 пригоден для имеющих здоровые одну ногу и одну руку. За время изготовления базовой модели в ее конструкцию вносили изменения, учитывающие пожелания потребителей и накопленный эксплуатационный опыт. В 1991 году на дорогах появился усовершенствованный вариант ЗАЗ-110206, за ним последовала версия ЗАЗ-11021 “Люкс”, позднее — ЗАЗ-110216 с улучшенной отделкой салона, новой панелью приборов, 4-спицевым рулем и рядом более современных электротехнических устройств. В 1992 году список модификаций пополнил ЗАЗ- 11024, конфигурация задней двери которого увеличила полезный объем багажного отсека.
Время рождения 5-дверного универсала ЗАЗ-1105 “Дана” — 1994 год. Машина имеет не только более просторный кузов, но и другие передние сиденья, задние фонари и усиленную подвеску задних колес. На базе этого автомобиля в Запорожье малыми сериями с 1995 года выпускают пикап ЗАЗ-110550 с 2-местной кабиной, рассчитанный на перевозку 300 кг груза.
В последнее время на АвтоЗАЗе, перешедшем под контроль южнокорейской компании Daewoo, делали модель “Таврия-Нова” в исполнениях “Стандарт” и “Люкс”. Надо отметить, что принципиальных изменений в конструкцию автомобиля внесено не было: модернизированы отдельные узлы и изменилась отделка.
Технические характеристики
Модель |
ЗАЗ-1102
|
ЗАЗ-1102 16 |
ЗАЗ-1140 |
ЗАЗ-1105 |
Кузов |
||||
Тип |
X |
X |
X |
У |
Общее количество дверей |
3 |
3 |
3 |
5 |
Число мест |
5 |
5 |
5 |
5 |
Общие данные |
||||
База, мм |
2320 |
2320 |
2320 |
2320 |
Длина, мм |
3708 |
3708 |
3708 |
3825 |
Ширина, мм |
1554 |
1554 |
1554 |
1564 |
Высота, мм |
1410 |
1410 |
1410 |
1453 |
Мин. дорожный просвет, мм |
162 |
162 |
162 |
153 |
Снаряженная масса, кг |
710 |
727 |
710 |
790 |
Допустимая полная масса, кг |
1110 |
1127 |
1110. |
1190 |
Время разгона с места до 100 км/ч, с |
16,5 |
16,5 |
н.Д. |
17.0′ |
Условный расход топлива, л/100 км |
||||
при 90 км/ч |
4.6 |
4.8 |
н.д. |
4.9 |
при 120 км/ч |
6.6 |
6,8 |
Н.Д. |
5,4 |
в городском цикле |
6.8 |
6.9 |
н.д. |
7.5 |
Марка топлива |
92 |
92 |
92 |
92 |
Двигатель и коробка передач |
||||
Рабочий объем,см3 |
1091 |
1091 |
903 |
1091 |
Номинальная мощность, л.с. (кВт) |
51 (37) |
53 (39) |
45(33) |
53(39) |
при мин-1 |
5200 |
5300 |
5600 |
5300 |
Максимальный крутящий момент |
78/3000 |
78/3000 |
67/3000 |
78/3000 |
Число передач |
5 |
5 |
5 |
5 |
Опыт эксплуатации
“Таврия”, если к ней постоянно “прикладывать руки”, может прослужить дольше, чем “Запорожец». Правда, далеко не каждому это под силу. К “плюсам” машины можно отнести неплохую топливную экономичность, достаточно просторные салон и багажник, объем которого увеличивается при сложенных задних сиденьях с 256 до 746 дм3. Солидный дорожный просвет для такого компактного автомобиля, в сочетании с короткой базой и малыми свесами, делает машину пригодной для эксплуатации не только в городе, но и за его пределами, хотя, конечно, это не вседорожник. Высокая посадка иногда дает возможность протиснуться под машину и, например, подтянуть трос “ручника” не прибегая к помощи домкрата — этим “Таврия” отличается от большинства иномарок. В маленькой машине пассажиры чувствуют себя довольно комфортно, заметно лучше, чем в “Запорожце”.
Автомобили “Таврия» и “Дана” оснащали силовыми установками нескольких типов. В разное время на машинах (кроме МеМЗ-245) можно было увидеть и другие силовые агрегаты. В 1994 году изготовили партию (около 5 тыс. автомобилей) с моторами ВАЗ-2108 (1,3 л, 64 л.с.). Подавляющая часть из них комплектовалась 4-ступенчатыми механическими коробками передач и только около 500 экз. — 5-ступенчатыми. Эти машины носили обозначения ЗАЗ-1122 “Таврия» и ЗАЗ-1125 “Дана”. На ЗАЗ-1140 ставится двигатель Zastava DMB-903 (0,9 л, 41 л.с.), который выпускали в Сербии по лицензии фирмы FIAT. Скоро украинские, машины получат 1,25-литровый мотор МеМЗ-301 мощностью 60 л.с. Есть модификация МеМЗ-245, работающая на бензине А-76.
Похвалы заслуживает трансмиссия. Коробка передач и приводы передних колес работают довольно надежно. Если говорить о кузове, то у автомобилей первых лет выпуска его коррозионная стойкость и окраска вызывали справедливые нарекания, однако, после введения в начале 90-х современной технологической линии, качество улучшилось.
Что же касается «Даны”, то посадка в нее не хуже, чем в ВАЗ-2109 или “Москвич-2141”. Деньги, которые просят за подержанные запорожские “легковушки”, очень умеренные, да и у похитителей эти машины популярностью не пользуются.
По-видимому, наиболее чувствительный удар по престижу марки ЗАЗ наносит невысокое качество изготовления. Положение усугубляется еще и тем, что многие комплектующие стали поставлять не российские, а украинские производители, не имеющие большого опыта изготовления автомобильных деталей. Нарекания вызывают также колеса, обода которых очень легко деформируются.
Перед покупкой подержанной “Таврии” необходимо тщательно осмотреть кузов. У некоторых машин на стыках рамок боковых стекол с панелями дверей уже после 30 тыс. км пробега появляются трещины. При вдвое большем пробеге такая же неприятность может ожидать передние стойки возле крыши и центральные стойки в районе нижней кромки боковых окон. Со временем разбалтывается крепление двери, приходится его приваривать. Бывает, что на “немолодой” машине от кузова отваливаются задняя часть балки, на которую опирается двигатель, и кронштейны заднего моста. Эти дефекты проявляются в первую очередь у машин, которые эксплуатировались на плохих дорогах. Справедливые нарекания вызывает работа системы охлаждения и отопления. Неприятные сюрпризы могут преподнести термостат, водяной насос, электровентилятор и др.
Будущим владельцам подержанных автомобилей “Таврия” самым серьезным образом надо отнестись к тормозной системе, точнее, к ее проверке. Дело в том, что после 40-50 тыс. км очень велика вероятность заедания поршней в задних цилиндрах. Такая же история может приключиться и с поршнями передних тормозных механизмов.
Долговечность опорной втулки рулевого механизма, особенно выполненной из резинометаллических компонентов, недостаточна, и зубчатая рейка ее быстро разбивает. Доставляют немалые хлопоты сальники коленчатого вала двигателей. Крепление топливного бака иногда попросту отваливается. Огорчает крепеж с мелкой резьбой (М8х1, М10×1), которая легко срывается во время ремонта. Приваренные в полостях кузова гайки с течением времени “срастаются» с болтами, превращаясь в неразъемное соединение.
“Дана” унаследовала многие недостатки “Таврии” и приобрела новые. На крыше машины нет креплений для установки багажника. Для 5- дверного универсала 53-сильный МеМЗ-245 слабоват, особенно это чувствуется на затяжных подъемах. К сожалению, герметичность кузова оставляет желать лучшего. Заметим, что 5-дверная машина больше подходит на роль автомобиля для семьи.
Вообще, кузов “Таврий” достаточно вместителен и комфортабелен. Машину довольно просто ремонтировать. Однако, во многих регионах России запчасти для “Таврии” дороже, чем аналогичные, например, для ВАЗ-2108. В некоторых населенных пунктах они могут оказаться в дефиците.
Хронология
- ЗАЗ-1102: с 1987 года,
- ЗАЗ-110206: с 1990 года,
- ЗАЗ-110216: с 1992 года,
- ЗАЗ-11021: с 1992 года,
- ЗАЗ-11024, ЗАЗ-1105: с 1994 года,
- ЗАЗ-1122: с 1994 года,
- ЗАЗ-1140: с 1995 года
Резюме
“Таврия” — не самый плохой автомобиль из продающихся на вторичном рынке. Запчасти на эту машину обычно дороже, чем на другие.
✓