УАЗ «Козлик» и УАЗ «Буханка»
Выпуск популярного вседорожника УАЗ-469 начался в 1972 году. Основным заказчиком выступало Министерство обороны. Выпускалась и народно-хозяйственная модификация УАЗ-469Б, которая по ряду агрегатов была унифицирована с грузовиком УАЗ-452.
Содержание
УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-3153
Наследник легендарного “69-го” имел открытый упрощенный кузов, а на случай непогоды предусмотрены мягкий тент и металлические надставки, монтируемые на четыре боковые двери. Функциональные возможности “уазика” позволяли перевозить семь пассажиров и 100 кг багажа или двух седоков и 600 кг. Сзади располагался откидной борт, снаружи которого на откидном кронштейне примостилось запасное колесо. Даже в условиях бездорожья автомобиль мог буксировать прицеп полной массой 850 кг. Основные нагрузки воспринимает сварная лонжеронная рама, к которой кузов крепится с помощью резиновых подушек.
В передней части рамы смонтирован рядный 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель УМЗ-452 МИ, развивающий 75 л.с. У гражданской версии УАЗ-469Б масса на 110 кг меньше из-за ведущих мостов и отсутствия экранированного электрооборудования, а также других специальных устройств. Дорожный просвет у него — до 220 мм. Модификация УАЗ-469БГ для перевозки врачебного персонала отличается наличием санитарного оснащения.
За годы производства автомобили претерпели заметные изменения. На рубеже 80-х рычажные гидравлические амортизаторы уступили свое место телескопическим. Три года спустя в подкапотном пространстве оказался форсированный до 77 л.с. двигатель УМЗ-414, чуть позже появилась закрытая система охлаждения с расширительным бачком. В 1985 году семейство вездеходов подверглось модернизации, в результате которой не только были усовершенствованы элементы конструкции, но и другими стали обозначения моделей. Так, армейская версия получила индекс “3151”, а ее гражданский собрат — “31512”. Тогда же появился автомобиль медицинской помощи УАЗ-3152-01, а вскоре животноводческие хозяйства стал обслуживать УАЗ-39121 “Ветеринарная помощь”.
До 1993 года на машинах появились гидравлический привод выключения сцепления, карданные валы с радиально-торцовым уплотнением подшипников, новые осветительные и светосигнальные приборы, омыватель ветрового стекла с электрическим приводом, аварийная система сигнализации, подвесные педали сцепления и тормоза, ведущие мосты повышенной надежности с измененным значением передаточного числа главной пары, тормозная система с двухконтурным приводом и сигнальным устройством. разрезная рулевая колонка, предпусковой подогреватель с независимыми системами питания и продувки, более высокопроизводительный отопитель, на части машин полностью синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач, вакуумный усилитель тормозов.
Ульяновские моторостроители также не сидели сложа руки — мощность двигателей семейств УМЗ-414 и УМЗ-417 повышена до 80 и 90-92 л.с. соответственно. Максимальная скорость возросла до 110-115 км/ч. Кроме того, несколько улучшилась топливная экономичность. Пришло время более детально заняться пассивной безопасностью. Не очень прочный каркас тента дополнили внушительные дуги, установленные спереди и сзади, а сиденья оснастили ремнями безопасности. В 1993 году завод выпустил УАЗ-31514 со стальной штампованной крышей, которую желающие прокатиться “с ветерком» могли демонтировать.
Технические характеристики
Модель |
УАЗ-469 |
УАЗ-469Б |
УАЗ-31512 |
Тип |
О |
О |
О |
Общее количество дверей |
4 |
4 |
4 |
Число мест |
7 |
7 |
7 |
Общие данные |
|||
База, мм |
2380 |
2380 |
2380 |
Длина, мм |
4025 |
4025 |
4025 |
Ширина, мм |
1805 |
1785 |
1785 |
Высота, мм |
2050 |
2015 |
1990 |
Минимальный дорожный просвет, мм |
300 |
220 |
220 |
Снаряженная масса, кг |
1600 |
1540 |
1590 |
Допустимая полная масса, кг |
2400 |
2280 |
2350 |
Размер стандартных шин |
8,40-15 |
8,40-15 |
225/75R16 |
Условный расход топлива, л/100 км |
|||
при 80 км/ч |
10,6 |
10,6 |
10,6 |
Марка топлива |
76 |
76 |
76 |
Двигатель и коробка передач |
|||
Рабочий объем, см3 |
2445 |
2445 |
2445 |
Номинальная мощность, л.с. (кВт) |
75 (55) |
75 (55) |
77 (56) |
при МИН’1 |
4000 |
4000 |
4000 |
Максимальный крутящий момент |
167/2200 |
167/2200 |
160/2200 |
Число передач |
4 |
4 |
4 |
Модель |
УАЗ-31514 |
УАЗ-31519 |
УАЗ-3153 |
Кузов |
|||
Тип |
У |
У |
У |
Общее количество дверей |
4 |
4 |
4 |
Число мест |
7 |
7 |
9 |
Общие данные |
|||
База, мм |
2380 |
2380 |
2760 |
Длина, мм |
4025 |
4025 |
4514 |
Ширина, мм |
1785 |
1785 |
2010 |
Высота, мм |
2020 |
2020 |
2020 |
Минимальный дорожный просвет, мм |
220 |
220 |
220 |
Снаряженная масса, кг |
1750 |
1665 |
1855 |
Допустимая полная масса, кг |
2500 |
2500 |
2600 |
Размер стандартных шин |
225/75R16 |
225/75R16 |
225/75R16 |
Марка топлива |
76 |
76 |
76 |
Двигатель и коробка передач |
|||
Рабочий объем, см3 |
2445 |
2890 |
2890 |
Номинальная мощность, л.с. (кВт)
|
93 (68) |
100(73) |
100 (73) |
при МИН’1 |
4000 |
4000 |
4000 |
Максимальный крутящий момент |
175/2200 |
201/220 |
189/2200 |
Число передач |
4 |
4 |
4 |
Хронология
- УАЗ-469:1972-1985 годы,
- УАЗ-3151: с 1985 года
Опыт эксплуатации
Несмотря на то, что полноприводные машины Ульяновского автозавода создавались изначально для военных, много их трудится в гражданской сфере. Относительно недорогие вездеходы всегда пользовались уважением у рыбаков, охотников, геологов, лесников, сельских жителей — словом, у тех, кто часто вынужден передвигаться по бездорожью. Приверженцы УАЗов ценят в первую очередь проходимость автомобиля, неприхотливость в обслуживании, выносливость. К этому можно добавить хорошую приспособленность к ремонту и невысокую стоимость запчастей.
Прочность всей конструкции придает лонжеронная рама с профилем переменной высоты и коробчатым усилителем в средней части. Очевидное достоинство автомобилей заключается в том, что салон легко превратить в грузовой отсек: заднее поперечное сиденье складывается, а подушки боковых сидений поднимаются вертикально и закрепляются в таком положении. Что касается бездорожья, то автомобиль взбирается на холмы крутизной 30°, преодолевает брод глубиной 0,7 м, уверенно движется по песку, снегу, разбитому проселку.
Среди владельцев УАЗов случайных людей не найдешь, УАЗ — это машина для автомобилистов с особым менталитетом, для тех, кто знает, как обращаться с инструментами, может разобраться в конструкции и устранить неисправности. Ничего не поделаешь, таков у волжского “проходимца” характер.
Если есть выбор между “уазами” с тканевым и стальным верхом, стоит предпочесть последний. Такая крыша обычно не протекает, салон лучше защищен от проникновения злоумышленников, в автомобиле теплее зимой. Кроме того, машины последних лет выпуска получили лучшие, чем у тентованных предшественников шумоизоляцию и отопление, пластиковую панель приборов, ковровую обивку салона, вещевой ящик, расположенный между передними сиденьями, наружные декоративные накладки, замки дверей с внутренней блокировкой. По заказу в крыше монтируют прозрачный вентиляционный люк.
С 1994 года на УАЗы устанавливают ветровое стекло без центральной перемычки и, что более важно, пружинную зависимую подвеску с продольными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости спереди и трехлистовые переменной толщины рессоры сзади. С этими устройствами машина на бездорожье буквально преобразилась, впрочем, и на шоссе плавность хода заметно улучшилась.
Несомненно, самое положительное влияние на оживление производственной программы оказал выпускаемый с 1996 года 2,89-литровый двигатель УМЗ-4218 и его версия УМЗ-4213, оснащенная микропроцессорной системой впрыска топлива. Моторы, развивающие мощность 98 и 106 л.с., монтируют на три модели. УАЗ-31519 является “люксовой» модификацией УАЗ-31514, а УАЗ-3153 и УАЗ- 31514-30 (106 л.с.) отличаются увеличенной на 380 мм колесной базой. Вместимость возросла до 9 человек, а максимальная скорость — до 120- ISO км/ч. Самобытность внешнему облику придают пластиковые бамперы со встроенными фарами, более привлекательная облицовка радиатора, декоративные накладки и передняя защитная решетка.
В основной комплектации автомобилей имеются выключатель зажигания с противоугонным устройством и блокировкой включения стартера, многофункциональный двухрычажный подрулевой переключатель, трехрежимный стеклоочиститель, воздуховоды к ногам пассажиров на задних сиденьях, один или два люка в крыше, улучшенная внутренняя отделка, замки крышек люков горловин топливных баков, электроочистители фар, передние сиденья с поясничной регулировкой, регулятор тормозных сил и т.д. На задней поперечине рамы УАЗ-3153 предусмотрена возможность установки тягово-сцепного устройства шарового типа.
Модификация 31514-30 оснащена ступенчатой крышей, задней дверью, открывающейся в сторону и снабженной стеклоочистителем, опускными стеклами дверей и пр. Масса вседорожников достигает 2600-2660 кг. Надо сказать, что с 1997 года ульяновские “джипы” оборудуются стеклоочистителями, расположенными снизу, а не под крышей, и радиальными шинами, а также передними и задними сиденьями с подголовниками, подлокотниками на внутренних панелях дверей. В списке заказных устройств значатся вязкостная муфта привода вентилятора системы охлаждения двигателя, мосты со встроенными колесными редукторами, двухспицевое рулевое колесо, защитный чехол для запасного колеса и т.п.
До сих пор в морозы моторный отсек автомобилей укрывают попоной, чтобы поддержать более или менее нормальный тепловой режим двигателя. А дело все в том, что система охлаждения очень медленно прогревается и поддерживает низкую рабочую температуру 60-70°С. Подводит устаревший термостат. Исключение составляют только моторы УМЗ-4218 и УМЗ-4213. О топливной экономичности тоже остается только мечтать, и чем старше УАЗ, тем более прожорливым становится его “пламенное сердце”. На автомобилях, выпущенных до 1985 года, карбюратор из-за близости к головке блока цилиндров и неудачной прокладки так греется, что мотор может заглохнуть.
К сожалению, качество сборки и комплектующих “хромает”. Нередко выходит из строя двигатель, виновниками чего являются распределитель зажигания, механизм газораспределения, шатунно-поршневая группа, головка блока цилиндров. Недолговечны и ремни привода навесных агрегатов. Нарекания вызывает работа раздаточной коробки. Причина — несоосность валов, которая приводит к поломке или ощутимой вибрации.
Количество точек смазки по-прежнему очень велико. Шприцевание необходимо проводить через каждые 5 тыс. км, часто это приходится делать не в самых благоприятных условиях. Справедливые нарекания вызывает качество покраски. Главными очагами являются места соединения наружных декоративных пластиковых накладок с кузовом, а также двери, во внутренние карманы которых попадает вода.
Машины с жесткой крышей имеют неудачную отделку салона: синтетические ковры крепятся к панелям дверей с помощью клея. Очень скоро интерьер приобретает жалкий вид, поскольку ковры на дверях уподобляются тряпкам и держатся только благодаря ручкам и замкам.
На большинстве моделей капот открывается простым нажатием двух кнопок на панели передка — приходи, открывай любой желающий. На старых, особенно армейских модификациях УАЗ-469 практически не защищен и салон. Владельцы сами устанавливают дополнительные замки. Не вызывает особого удовольствия то обстоятельство, что стекла на дверях установлены наглухо, вентиляция осуществляется только через поворотные форточки. Многие владельцы отмечают плохую подгонку дверей и герметизацию кузова.
Относительно мал ресурс шарниров равных угловых скоростей. Из-за отсутствия гидроусилителя рулевого управления усилие на “баранке», особенно во время движения по бездорожью, довольно велико. Досаждают также поворотные шкворни со втулками, рабочий цилиндр сцепления, манжеты главного тормозного цилиндра. Из-за низкого качества крепежных деталей с резьбой М8х1 и М10×1, их легко повредить, тем более при дорожном ремонте.
Резюме
Покупая УАЗ, вы получаете за относительно небольшие деньги вместительный автомобиль, способный перевозить тяжелые грузы даже по бездорожью. Однако, он не очень комфортабельный, и в его конструкции много недостатков.
УАЗ-3303, УАЗ-3741, УАЗ-2206
Выпускаемые и по сей день грузовые автомобили повышенной проходимости УАЗ-3303 (с бортовой платформой) и УАЗ-3741 (фургон) мало чем отличаются от своих давних предшественников — грузовиков семейства УАЗ- 452, которые сменили на конвейере почти такие же внешне УАЗ-450.
Первые их образцы конструкторский коллектив Ульяновского автозавода создал еще в 1956 году, а производство цельнометаллического фургона УАЗ- 450 и грузовика УАЗ-450Д с бортовой платформой началось в 1958-м. Это были первые отечественные автомобили бескапотной компоновки (кабина над двигателем), а фургон долгое время оставался единственным подобным автомобилем в стране. К тому же, отрасль впервые начала выпускать машины грузоподъемностью 800 кг.
Поскольку для УАЗов использовали ходовую часть советского “джипа” ГАЗ-69, новые автомобили унаследовали от него хорошую проходимость, а также не очень хорошие управляемость и плавность хода. Отличал новичков необычный и даже современный внешний вид, сохранившийся почти неизменным до наших дней. Первые годы использовали рядный 4-цилиндровый нижнекпапанный двигатель автомобиля “Победа» с увеличенными с 82 до 88 мм диаметром цилиндров и с 52 до 62 л.с. мощностью. В качестве топлива применяли бензин А-66 или А-72. Сцепление — сухое, однодисковое с механическим приводом выключения.
За все годы производства автомобили претерпели только одну значительную модернизацию, которую провели в 1965 году. Тогда же сменили обозначение на УАЗ- 452 (фургон) и УАЗ-452Д (с бортовой платформой). Изменили облицовку радиатора: вместо горизонтальных хромированных перемычек появилась сетчатая решетка.
Основные же перемены были скрыты от глаз и касались силовых агрегатов. Место “победовского” двигателя занял верхнеклапанный “волговский” мощностью 72 л.с. Поменялись сцепление (механический привод сохранился) и коробка передач, которая стала 4-ступенчатой с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах.
Благодаря креплению раздаточной коробки к задней стенке коробки передач исчез промежуточный карданный вал. В ступицах переднего моста появились зубчатые муфты отключения привода колес, которые позволяют исключить вращение деталей привода и главной передачи при выключении привода моста в раздаточной коробке.
Рулевое управление лишилось промежуточной конической передачи между рулевым валом и рулевым механизмом, а в тормозных механизмах передних колес каждая колодка для повышения эффективности торможения получила свой рабочий цилиндр.
С 1961 по 1977 годы выпускались автомобили семейств 451 и 451М с приводом только на задние колеса.
В дальнейшем модернизации были не столь глубокими. Отметить стоит замену механического привода выключения сцепления на гидравлический, установку транзисторного зажигания, замену внешних световых приборов, появление телескопических амортизаторов и закрытой системы охлаждения двигателя.
В 1985 году поменялось также обозначение моделей: фургон получил индекс 3741, а бортовой автомобиль — 3303. Существуют также модификации “Скорая помощь» 3962 и микроавтобус 2206. Позже машины получили вакуумный усилитель тормозов. В настоящее время на часть машин устанавливают двигатель увеличенного рабочего объема. В этом случае к индексу модели добавляется цифра “9”.
Технические характеристики
Модель |
3303 |
2206 |
22069 |
3741 |
Кузов |
||||
Общее количество дверей |
2 |
4 |
4 |
4 |
Число мест |
2 |
11 |
11 |
2 |
Общие данные |
||||
База, мм |
2300 |
2300 |
2300 |
2300 |
Длина, мм |
4460 |
4400 |
4400 |
4440 |
Ширина, мм |
1965 |
1940 |
1940 |
1940 |
Высота, мм |
2070 |
2100 |
2100 |
2100 |
Минимальный дорожный просвет, мм |
220 |
220 |
220 |
220 |
Снаряженная масса, кг |
1650 |
1855 |
1855 |
1720 |
Допустимая полная масса, кг |
2650 |
2780 |
2780 |
2720 |
Размер стандартных шин |
8,40-15 |
8,40-15 |
8,40-154 |
8,40-15 |
Условный расход топлива, л/100 км |
||||
при 90 км/ч |
16,4 |
16,5 |
15,5 |
16,5 |
Марка топлива |
76 |
76 |
76 |
76 |
Двигатель и коробка передач |
||||
Рабочий объем, см3 |
2445 |
2445 |
2890 |
2445 |
Номинальная мощность, л.с.(кВт) |
76(56) |
76(56) |
84(51) |
76(56) |
при мин3. |
4000 |
4000 |
4000 |
4000 |
Максимальный крутящий момент |
160/2200 |
160/2200 |
189/2200 |
160/2200 |
Число передач |
4 |
4 |
4 |
4 |
Опыт эксплуатации
Морально устаревшие грузовики Ульяновского автозавода продолжают, тем не менее, пользоваться спросом в нашей стране. Причин тому несколько: довольно высокая проходимость, неприхотливость, выносливость (во многом благодаря прочной раме) и небольшая цена при хорошей ремонтопригодности. Не смущают покупателей ни прожорливость автомобилей (почти 20 л/100 км), ни скверное качество изготовления.
Уже первое знакомство с грузовым УАЗом наводит на мысль о том, что его вождение, особенно для человека ростом выше среднего, станет тяжким испытанием. Созданный с учетом эргономических параметров и понятий об удобстве 50-х годов, автомобиль нисколько не изменился: те же тесная кабина, нерегулируемые простейшие сиденья, неудобное расположение педалей и прочих органов управления.
Все это вместе заставляет прикладывать существенные физические усилия в процессе вождения и сравнительно быстро утомляет, особенно при движении по городу. А если учесть неважную управляемость, жесткую подвеску, заимствованную у армейских машин, плохую с нынешней точки зрения обзорность с места водителя (особенно у фургона), высокий уровень внутреннего шума, то, как говорится, комментарии излишни.
К тому же, сплошные нарекания вызывает качество изготовления кабины и кузова, чьи панели небрежно подогнаны. Двери и люки плохо прилегают к соответствующим проемам. Да и уплотнения оставляют желать лучшего: помимо не очень хорошего выполнения своих прямых обязанностей они все время норовят докинуть свое место. Особенно это касается уплотнения крышки моторного отсека в кабине водителя.
При открывании оно обязательно заденет за что-нибудь и соскочит с отбортовки, да и примитивные прижимы в виде лент из мягкой стали не выполняют своей роли. В результате из моторного отсека в кабину попадают далеко не лучшие запахи, усиливается шум. Борются с этими явлениями в основном с помощью дополнительных уплотнений и на крышке “попоны” моторного отсека.
Слабоват отопитель и его вентилятор, тем более, что подача нагретого воздуха к ногам водителя и пассажира не предусмотрена, а поскольку двигатель убран назад, то в холодное время года пол и передняя стенка кабины не нагреваются воздухом из моторного отсека как у машин капотной компоновки. Приходится укладывать дополнительные коврики и обувать что-нибудь очень теплое. Не способствует прогреву кабины отсутствие обивки на боковых стенках и дверях.
Есть еще один недостаток — плохие ручки дверей. В один прекрасный момент и довольно скоро, они перестают открываться или запираться снаружи из-за поломки встроенной в них “личинки” замка. Долгое время эта деталь была большим дефицитом и приходилось менять ручку целиком.
Доступ к двигателю возможен только из кабины, что неудобно и довольно часто для этого требуется снять сиденья и крышку моторного отсека. Вернуть последнюю на место нередко бывает затруднительно из-за конструкции петель. Сам двигатель особых проблем не вызывает, но, бывает, попадаются плохо собранные на заводе экземпляры, для приведения которых “в чувство” нужно много сил и средств.
Быстро изнашиваются ремни привода генератора: даже при нормальном натяжении и нахождении всех шкивов в одной плоскости они служат от силы 20-30 тыс. км. Все силовые агрегаты УАЗов, включая двигатель, страдают давнишней болезнью: из них течет масло. Это говорит не только о качестве прокладок и уплотнений, но и о плоскости стыков.
Протекает масло и через резьбовые соединения, например, крышек раздаточной коробки. В автомобилях УАЗ довольно много резьбовых соединений М8х1 и М10×1, которые легко повреждаются и часто самопроизвольно откручиваются. Часто у подержанных УАЗов чересчур велик ход рычага переключения. А дело всего лишь в ослабевших и грозящих скоро потеряться гайках крепления наружных рычагов управления на самой коробке передач.
Слабым местом переднего ведущего моста являются втулки поворотных шкворней. Из-за быстрого выхода этих деталей из строя появляется характерный и очень неравномерный износ шин, напоминающий износ при дисбалансе. Часто изнашивается шарнир продольной рулевой тяги, соединяющий ее с рычагом поворотного кулака. Требует постоянного внимания состояние болтов крепления фланцев полуосей. Их всего по 6 штук с размером М8 и ослабление приводит к повреждению смежных деталей.
Кабина и кузов УАЗов не имеют надежной защиты от коррозии, посредственно окрашены. На полу под штатными резиновыми ковриками, в нижней части дверей, в пространстве за сиденьями кабины бортовой модели скапливается вода, что приводит к скорому развитию ржавчины. Страдают от нее колесные арки, нижняя часть кузова-фургона по периметру. Еще одна забота — множество точек смазки, которые во избежание неприятностей нужно регулярно “шприцевать».
Резюме
- Грузовые УАЗы давно морально устарели, эксплуатировать их непросто.
- Однако, они все еще пользуются спросом.
✓