BMW 3 Серия | BMW 5 Серия — Опыт эксплуатации
Преемственность и известный консерватизм дизайна баварских автомобилей в наименьшей степени относятся к BMW серии 3 (Е36) 1990-1998 годов.По сравнению с предшественником, имеющим заводской индекс ЕЗ0, да и с машинами пятой серии (1988-1995 годов), автомобиль выглядел весьма авангардно в начале 90-х и не утратил привлекательности даже десять лет спустя.
За восемь лет выпуска семейство BMW серии 3 разрослось с пяти вариантов седанов до полного набора кузовов, включающего купе, кабриолет, хэтчбек и универсал. Выбор двигателей не менее широк: от 1,7-литрового.90-сильного турбодизеля до рядной бензиновой шестерки в 3,2 л и 321 л.с. В1998 году появилось новое поколение BMW серии 3 с индексом Е46, которое полностью вытеснило прежнее на конвейере.
Первые серийные образцы BMW серии 3 с кузовом седан были очень скромно оснащены в базовой комплектации. На модели 316i. например, отсутствовал не только тахометр, но даже гидроусилитель руля. Но уже через год “недочеты” исправили. Машины первых двух лет выпуска легко узнать по “крупноячеистому” переднему бамперу (правда не исключено, что на приглянувшемся вам автомобиле он уже далеко не первый).
Самый распространенный BMW серии 3 — четырехдверный седан. Формально пятиместный, на деле он пригоден только для четверых. Среднему пассажиру сзади придется сидеть на жестком “валике”, разделяющем два углубления-кресла, да к тому же сильно раздвинув ноги из-за большого трансмиссионного тоннеля. На многих машинах спинка заднего сиденья складная или имеет лючок с мешком для лыж. Если передние сиденья не отодвинуты до упора, сзади достаточно пространства даже для рослых пассажиров, однако ступни их ног непременно оказываются в тесной щели под передними креслами. Место водителя подходит людям практически любого роста, но, желательно, чтобы они были не слишком полными, особенно когда на автомобиле установлены узкие спортивные сиденья с развитой боковой поддержкой. Багажник достаточно вместителен, но проем при открытой крышке невелик.
Купе мало уступает седану в удобстве и практичности, но сильно выигрывает в стиле. Мало кто знает, что это достигнуто не самым простым путем. У седана и купе нет ни одной(!) общей наружной кузовной детали или стекла. Безусловно это затруднит поиск б/у деталей. Кстати, стекла дверей купе лишены рамки и автоматически опускаются при открывании дверей. Поэтому не стоит пытаться быстро проникнуть в машину с севшим аккумулятором или примерзшими стеклами. Все купе оснащают в стандартной комплектации жесткой “спортивной” подвеской с уменьшенными ходами.
Универсал от BMW традиционно называется Touring — эти машины хороши так же как и другие “трешки”, плюс имеют удобный трансформируемый багажник, к сожалению, очень маленький по сравнению с другими универсалами.
Кабриолеты BMW не столь распространены, но относительно часто встречаются в продаже. Их главное преимущество, кроме очевидного, обычно небольшой пробег. Тем не менее, любителям погонять эти машины не слишком подходят: по причине более низкой жесткости кузова управляемость их не столь хороша.
Хэтчбек, или, по терминологии BMW, “компакт” по сути совсем иной автомобиль. Его шасси более сходно с прежней моделью третьей серии (ЕЗО) и вместо многорычажной задней подвески у него лишь два косых рычага. Беднее и отделка салона. Однако, даже упрощенный, это тоже BMW, хотя и не столь рафинированный, как остальные “трешки”. Уменьшение длины достигнуто сокращением не базы, а заднего свеса, поэтому багажник очень скромен, несмотря на отсутствие полноразмерной “запаски”.
Содержание
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ
В большой палитре двигателей разобраться несложно. Бензиновые восьмиклапанные “четверки” на моделях 316i, 318i — тяговитые и экономичные моторы без особых изысков. Динамические качества машин с ними — на хорошем среднем уровне, но не более. “Настоящий BMW” должен иметь рядную “шестерку” под капотом (320i, 325i до 1995 года и 320i, 323i, 328i — после). Эти двигатели — визитная карточка баварской фирмы, а машины с ними обладают отличной динамикой при более чем приемлемом расходе топлива. Кроме того, они отличаются отменной долговечностью. Промежуточный мотор — “четверка” с 16-клапанной головкой по мощности близка к 2-литровой “шестерке”, экономичнее ее, но значительно шумнее.
Дизельные двигатели на BMW серии 3 предкамерные с турбонаддувом. Шестицилиндровые моторы моделей 325td, 325tds (с промежуточным охлаждением воздуха) обладали хорошими, для своего времени, мощностными показателями, работают тихо и плавно, но не блещут низким расходом топлива. Четырехцилиндровый мотор (318tds) экономичен, но слабоват. Характерными для баварских дизелей является быстрый отклик на педаль, долгий срок службы и… крайне чувствительная топливная аппаратура, не переносящая плохого топлива и несвоевременной замены фильтров.
Особняком стоят моторы с эмблемой “М”. Это чрезвычайно сложные агрегаты с отличными показателями, обеспечивающие автомобилю умопомрачительную динамику. Однако их обслуживание требует очень квалифицированного персонала и практически невозможно вне сервисных станций.
Все двигатели, кроме предназначенных для М-серии, могут без вреда для себя работать на бензине с октановым числом 91. BMW серии 3 без особых проблем могут эксплуатироваться на наших дорогах. Однако, желательно установить защиту картера двигателя и модифицированные пыльники амортизаторов из “пакета для плохих дорог». Установка всего пакета недешева и заметно ухудшает управляемость машины. Если действительно необходимо увеличить дорожный просвет, можно воспользоваться фирменными проставками в сочетании со стандартными амортизаторами — такой вариант в большей степени сохраняет оригинальный характер машины. А вот модифицировать подвеску самому, подбирая более длинные и жесткие пружины и амортизаторы, не рекомендуется. Тонкий компромисс настройки легко разрушить, но трудно улучшить.
Несмотря на то, что 60% кузова BMW серии 3 оцинковано, не помешает дополнительная антикоррозионная обработка и установка фартуков за передними колесами — они защитят пороги от “пескоструйки».
К сожалению, среди подержанных BMW серии 3 непросто найти хороший экземпляр. Сочетание высоких скоростных характеристик и “провоцирующего” характера машин слишком часто приводит к авариям у неопытных или просто лихих водителей. Поэтому главное внимание следует обратить на кузов. При малейших подозрениях, что автомобиль побывал в серьезной аварии, от него следует отказаться, даже если он идеально восстановлен. С нарушенной геометрией кузова он никогда не сможет ездить как настоящий BMW. Мятые пороги однозначно указывают на эксплуатацию машины в России, причем неаккуратным водителем. Дефекты трансмиссии на BMW крайне редки, чего нельзя сказать о моторах. К сожалению, их надежность высока только при правильном обслуживании и качественных жидкостях. Особенно чувствительны двигатели к перегреву, после которого может потребоваться дорогостоящий ремонт или замена головки. Причина перегрева обычно проста: несоблюдение сроков обслуживания и замены охлаждающей жидкости.
Дефекты подвески достаточно легко устранимы на ранней стадии, однако эксплуатация машины с неисправной подвеской может привести к большим затратам.
Пробег — тоже важный показатель. Качество сборки и применяемых материалов так высоки, что минимальными косметическими средствами можно скрыть следы износа (особенно салона) и занизить реальный пробег иногда в 2 и более раз.
ХРОНОЛОГИЯ
1990 год — дебют седана,
1992 год-купе,
1995 год — универсал Touring,
1998 год — прекращение производства
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Общие данные
Число мест — 5;
Снаряженная масса -1300 кг;
Полная масса — 1760 кг;
Максимальная скорость — 214 км/ч;
Время разгона с места до 100 км/ч — 9,9 с;
Расход топлива при скорости 90 км/ч, 120 км/ч и в городском цикле -6,5; 7,9; 11,3 л/100 км;
Размер стандартных шин — 205/60R15;
Габаритные размеры
Длина-4430 мм;
Ширина — 1710 мм;
Высота — 1370 мм;
База-2700 мм;
Двигатель и трансмиссия
Бензиновый с системой впрыска;
Расположен продольно спереди;
Привод на задние колеса; рабочий объем — 1991 см3;
Мощность — 150 л.с. при 5900 мин;
Максимальный крутящий момент — 190 Н-м при 4200 мин;
Число передач — 5 (механическая КП) или 5 (автоматическая КП).
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
Стильная внешность; образцовые управляемость и эргономика водительского места; долговечный кузов; плавно работающие шестицилиндровые двигатели.
Малый дорожный просвет; недостаточная долговечность деталей подвески;
небольшой салон; узкие задние двери; малый багажный отсек у универсала.
РЕЗЮМЕ
BMW серии 3 создан для искушенных и требовательных водителей. Это надежный и весьма долговечный автомобиль, способный подарить новому владельцу немало километров удовольствия за рулем. Однако, только тем, кто готов не скупиться на расходы по содержанию машины.
BMW 5 Серия
Пятая серия BMW дебютировала в 1972 году. Далее смены поколений происходили в 1981-м, затем в 1988-м. Четвертая по счету версия “пятерки» с индексом кузова Е 39 впервые была представлена в сентябре 1995 года. Это классический четырехдверный седан. Через два года семейство пополнилось универсалом (модель называется Touring). Осенью 2000 года “пятерка» подверглась незначительной модернизации. Обновленную машину можно определить по прозрачным блок-фарам с круглыми желтыми указателями поворотов и новому переднему спойлеру с круглыми противотуманными фарами.
Появившаяся в 1995 году “пятерка» по сравнению со своей предшественницей заметно потяжелела и округлилась. Даже фирменные “ноздри» радиаторной фальшрешетки у нее выглядят более круглыми. Большие колеса и глубокие колесные ниши — тоже веяние времени. В целом, баварцам всегда удавалось со сменой поколений заметно осовременивать свои модели, но при этом сохранять хорошо узнаваемые фамильные черты.
В отношении отделки салона “пятерки” можно высказаться в самых лестных словах. Приятно и на вид, и на ощупь, и выполнено на высоком немецком уровне. Оптимальная эргономика водительского места — неизменная примета BMW. Диапазонов регулировок руля и сиденья (разумеется электрических) хватит любому водителю, независимо от роста и комплекции. Само кресло “пилота” умеренно жесткое и очень удобное, что особенно начинаешь ценить во время долгих и утомительных поездок. Немного громоздкая передняя панель, широкая центральная консоль и высокий тоннель пола создают ощущение очень плотной посадки. Одним нравится такая иллюзия кокпита гоночного автомобиля, другие не в восторге — им тесно.
Заложником аэродинамически выверенного кузова, как и у многих современных машин, в BMW является недостаточный задний обзор. Легкую тень на идеальное впечатление бросает и рычаг коробки передач на машине с ручной коробкой. Он мог бы быть покороче — слишком высоко приходится держать руку.
Оценки просторности салона часто страдают субъективностью. И все же в машинах пятой серии градация между пассажирами первого и второго рядов выражена куда менее явно, чем в “трешке». Несмотря на это, посадка на заднее сиденье все же далека от идеала. Дверной проем зажат выступающей колесной аркой, крыша “наезжает” на голову высокорослому пассажиру. Заднее сиденье для троих пассажиров, как говорится, впору. Лучше и комфортнее здесь все-таки вдвоем.
По-баварски великодушно выглядит список стандартного оборудования “пятерки”. Проще, пожалуй, идти от обратного и называть то, чего нет. К обязательным для любого солидного автомобиля АБС, электрическим зеркалам с подогревом, стеклоподъемникам, центральному замку и кондиционеру здесь добавлены аудиосистема с возможностью подключения CD-чейнджера, подогрев передних сидений и руля, а также “противотуманки”, обогрев форсунок омывателя и замка водительской двери, шесть подушек безопасности (спереди, сбоку и с 1997 года также в подголовниках передних сидений) и много других мелочей, приятно удивляющих при первом знакомстве. Выделим один атриибут, в котором реальной пользы куда больше, чем престижа — газоразрядные “ксеноновые” фары со струйными фароочистителями высокого давления.
Объем багажника BMW в обычном варианте не выдающийся, всего 410 дм3. Зато у универсала со сложенным задним сиденьем он увеличивается до внушительной величины в 1525 “кубиков”. Кроме того, у машины неплохие показатели грузоподъемности — 630 кг. И все же “пятерка” безоговорочно проигрывает конкурентам по объему багажного отсека, пусть даже очень удобного. Особенно это заметно на фоне универсала Mercedes Е-класса, который при практически таких же габаритах имеет на четверть(!) больший багажник. Поэтому тем, кто хочет видеть в своем BMW еще и верного помощника, лучше предпочесть универсал. Тем более, что в грациозности он не уступит седану. Облик автомобилей с таким типом кузова у BMW динамичен и стремителен — обозвать его “сараем” язык не поворачивается.
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ
На BMW пятой серии устанавливают рядные 6-цилиндровые или V-образные 8-цилиндровые бензиновые двигатели рабочим объемом 2,0; 2,5; 2,8 и 4,4 л. Диапазон мощностей от 150 до 286 л. с. Есть и 2,5-литро- вый турбодизель, он развивает 143 л. с. Коробка передач — механическая или автоматическая, в обоих случаях 5-ступенчатая (на универсал “540” ставят и 6-ступенчатую “механику”).
Шестицилиндровые двигатели считаются лучшими в своем роде. Взять к примеру, без малого двухсотсильный 2,8-литровый двигатель с 24 клапанами: почти 1600-килограммовую машину он разгоняет до “сотни” всего за 7,5 секунд. При этом его 280 Н-м максимального крутящего момента вполне позволяют не утруждать водителя частыми переключениями.
На ходу “пятерка” — опять же компромисс между маленьким и большим BMW. Здесь нет остроты и строгости управления “трешки”, но и на большую машину седьмой серии, которая словно отстранена от водителя, она не похожа. Предлагая высокий уровень комфорта, автомобиль тем не менее сохраняет на ходу присущие всем BMW цепкость и довольно острые реакции. Хотя, если продолжать сравнение с третьей серией, у “пятерки” все же ощущается некоторая “вата» в управлении. Но проявляется это не настолько явно, чтобы говорить о проблемах с “рулежкой”.
Так или иначе, среди плюсов этого автомобиля водитель скорее всего отметит комфорт и удобство управления, нежели динамику. Солидный, комфортабельный седан располагает к размеренности. Низкий уровень шума и вибраций, кондиционер (а значит, всегда закрытые окна), автоматическая коробка передач, сглаживающая рывки при разгоне, — все это позволяет водителю как бы отстраниться от суеты городской дороги. Кроме того, субъективное ощущение скорости в “пятерке” сильно занижено относительно показаний спидометра.
Лестных слов достойны тормоза и руль. И то и другое предельно эффективно и понятно с первого километра. Тормоза на всех колесах “пятерки” дисковые, вентилируемые, от возможных неприятностей страхует АБС. Для лучшей сочетаемости спортивного характера машины и заднего привода BMW оборудован системой противоскольжения ASC+T (отключаемая), помогающей управлять автомобилем в сложных условиях.
Попадающие на рынок подержанных машин “пятерки” BMW с недавних пор могут иметь и отечественное происхождение. В октябре 1999 года сборочное производство в Калининграде выпустило в свет первые экземпляры. Из всех возможных вариантов комплектации для России выбрали модели, оснащаемые шестицилиндровыми моторами 2,5 и 2,8 л (седаны 523i и 528i соответственно). Баварцы занимались адаптацией своих автомобилей к нашим дорожным условиям. BMW из Калининграда отличают от собранных в Мюнхене новые детали. Среди них измененные упругие и демпфирующие элементы в подвеске, дополнительные пыльники, выпускная система без нейтрализатора, мощная защита картера и др.
Дорожный просвет — один из важных параметров легкового автомобиля в России. Под защитой картера BMW 523i оказалось 160 мм, а под порогом кузова — 190 мм. Однако не стоит обольщаться: у автомобиля длинная база и жесткая короткоходная подвеска. И все же, несмотря на приподнятый над дорогой кузов, калининградский BMW не стал валким — жесткости подвески достаточно. При самых резких маневрах автомобиль сохраняет отличную реакцию, отвечая на действия водителя практически без кренов и запаздываний.
Расход топлива BMW 523i при спокойной езде меньше, чем можно ожидать от достаточно тяжелой машины с “автоматом”. На загородном шоссе аппетит машины укладывается в 8, а в городе в 13 л на “сотню”, но куда более удивительным оказывается расход на высоких скоростях — заметно ниже, чем у многих малолитражек.
В целом “пятерка” поддерживает реноме высоконадежного немецкого автомобиля. Однако статистика свидетельствует, что у 6-цилиндровых бензиновых моторов случаются перегревы из-за поврежденных шлангов системы охлаждения или неисправностей термостата. В лучшем случае это грозит прогоранием прокладки головки блока, но возможен и более печальный исход, оборачивающийся серьезным ремонтом двигателя. Встречаются неисправности генератора и, как следствие, разряженный в самый неподходящий момент аккумулятор. На моделях первых двух лет выпуска относительно часто нарекания вызывает сцепление.
Подведем итог: пятерка — достойный выбор для тех, кто, во-первых, любит BMW, во- вторых, предпочитает спортивный характер в автомобиле классической компоновки и, в- третьих, тяготеет к “золотой середине”.
ХРОНОЛОГИЯ
1995 год — начало производства седана,
1997 год — универсал Touring,
1999 год — начало сборки в России,
2000 год — небольшой рестайлинг
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Общие данные
Число мест — 5;
Снаряженная масса — 1440 кг;
Полная масса — 1975 кг;
Максимальная скорость — 236 км/ч;
Время разгона с места до 100 км/ч — 7,5 с;
Расход топлива при скорости 90 км/ч, 120 км/ч и в городском цикле -6,3; 7,8; 11,8 л/100 км;
Размер стандартных шин — 225/60R15;
Габаритные размеры
Длина-4775 мм;
Ширина — 1800 мм;
Высота — 1430 мм;
База — 2830 мм;
Минимальный дорожный просвет — 120 мм;
Двигатель и трансмиссия
Бензиновый с системой впрыска;
Расположен продольно спереди;
Привод на задние колеса;
Рабочий объем — 2793 см3;
Мощность — 193 л.с. при 5300 мин;
Максимальный крутящий момент — 280 Н-м при 3950 мин;
Число передач — 5 (автоматическая КП).
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
Комфортабельность; прекрасная эргономика водительского места
Ограниченное пространство для задних пассажиров; меньшая по сравнению с одноклассниками грузовместимость.
РЕЗЮМЕ
Пятая серия BMW — нечто среднее между относительно маленькой, спортивной “трешкой” и большой, вальяжной “семеркой”. Наверно, поэтому она и пользуется наибольшей популярностью у тех, кому по карману “баварские кони”.
✓