“Москвич” или “Жигули”: что лучше?
При покупке подержанного автомобиля малого класса часто возникает вопрос, что выбрать: “Москвич” или “Жигули”? Вопрос не простой. Ответ зависит от будущих условий эксплуатации и ваших личных особенностей.
На водительском месте человеку высокого роста в “Москвиче” удобнее, чем в “Жигулях”. Дело в том, что салон “Москвича” длиннее, но, правда, несколько уже. Поэтому на заднем сиденье тесновато, особенно в “Москвиче-2140”, у которого толстые спинки передних кресел “съедают» пространство для ног задних пассажиров. Что касается багажника седанов, то излишне много места в нем занимает запасное колесо, которое расположено под углом к полу.
Небольшое замечание: словом “Москвич” мы обозначаем не только автомобили производства АЗЛК, но и ижевские машины, в том числе “Комби”. Все они схожи по конструкции, имеют много одинаковых узлов и деталей, а также близкие эксплуатационные характеристики.
Кузов
У автомобилей “Москвич” был более прочный кузов, чем у автомобилей “Жигули”, особенно у старых машин. В 80-е годы боролись за снижение материалоемкости и начали использовать стальной лист меньшей толщины.
Автомобили “Москвич” легче справляются с перегрузками и дорожными неровностями, но злоупотреблять этим все же не стоит. Эти машины меньше проседают под грузом, поскольку задняя подвеска у них рессорная. Однако, из-за нее пассажиров сильнее трясет на неровностях.
В общем, при чуть большей полезной вместимости, “Жигули” комфортабельнее, но “Москвич” легче переносит большие нагрузки. По надежности довольно трудно отдать предпочтение одной из этих машин, однако, на рынке подержанных автомобилей “Жигули” дороже. Может, за те же деньги целесообразно купить более “молодой» “Москвич»?
Недостатки
К недостаткам автомобилей “Москвич” и “Иж” следует отнести их разнообразие. Автомобили за десятилетия многократно модернизировались, гораздо чаще, чем “Жигули”. К старым автомобилям “Москвич” не найти деталей обивки или, что гораздо хуже, узлов системы тормозов с подходящими штуцерами. Кстати, многие детали этой системы у машин с дисковыми и барабанными тормозами не взаимозаменяемы. Раньше эти автомобили комплектовали гидровакуумным усилителем, потом вакуумным. А у дисковых передних тормозных механизмов московских и ижевских машин разные суппорты и подсоединяемые к ним шланги. Различны и навесные детали кузова: крылья, двери, капот, а также приборные панели, сиденья, приборы освещения и др.
Трудно отдать предпочтение московским или ижевским автомобилям, однако, последние выпускали до недавнего времени, и на рынке есть относительно новые машины.
Двигатели
Рассказ о силовых агрегатах следует начать с двигателя “Москвича-408”. У него привод механизма газораспределения осуществляется с помощью текстолитовой шестерни, зубья которой со временем могут отламываться, что приводит к аварии, после которой иногда двигатель уже не удается восстановить. Шестерню целесообразно заменять до ее поломки — через 60-70 тыс. км пробега.
Фильтр тонкой очистки масла у “Москвичей- 408”, -2138 — неполнопоточный и находится на боковой стенке моторного отсека. К нему ведут резиновые шланги, за которыми необходим особый контроль. В случае течи двигатель останется без масла и выйдет из строя. В системе питания этого мотора в жаркое время возникают паровые пробки.
Коробка передач не имеет синхронизатора первой передачи, поэтому при переключении со второй на первую требуется некоторый навык. Многие водители используют прием, известный как “перегазовка”.
Двигатель 412 и его модификации довольно надежны, не столь требовательны к качеству масла, как “жигулевские”. Склонность их к детонации часто обусловлена плохой работой системы зажигания.
Питание двигателей 412 и модификаций имеет свои особенности: бензонасос, расположенный намного выше горизонтально смонтированного бензобака, вынужден развивать большое разрежение. У изношенного насоса для этого уже не хватает усилий, поэтому возможны отказы, особенно в жару и в транспортных пробках. Когда насос остынет, он снова заработает. Лучше, в профилактических целях, заменять этот узел (или хотя бы клапаны и пружины) раз в три-четыре года.
В карбюраторах, унифицированных с “жигулевскими», быстро изнашивается игольчатый клапан; его срок службы 20-40 тыс. км.
Характеристики
Самый ненадежный агрегат трансмиссии — коробка передач. С тех времен, когда рычаг переключения располагался на рулевой колонке, более поздним модификациям достались в наследство тяги управления, которые требуют периодической регулировки, а их шарниры — замены. Переключение передач у автомобилей “Москвич” нечеткое, но к нему большинство водителей быстро привыкает. В целом, эта коробка передач для 75-сильного мотора слабовата, однако, при аккуратном с ней обращении, она может прослужить столько же, сколько и двигатель до капремонта. При интенсивной городской эксплуатации с многочисленными переключениями коробка передач выходит из строя обычно раньше. Новый 1,6-литровый мотор “ижевских” автомобилей “Москвич” нагружает коробку передач еще больше.
Из-за особенности конструкции электрооборудования, модели 412 и 2140 боятся глубоких луж, на них почти невозможно преодолевать брод. Зимой они заводятся хуже, чем “Жигули” и в них холоднее. На машинах, выпущенных в середине 80-х и позже, “печка” усовершенствована и лучше греет, однако узковаты раструбы воздуховодов, подводящих тепло к лобовому стеклу (умельцы их расширяют). На модели 2140 вентиляционные каналы проложены в обход отопителя, поэтому в салон всегда дует холодный воздух (на зиму их лучше заклеивать).
Еще о деталях кузова этой машины. Если поставить внутрисалонные ручки в положение “закрыто” и захлопнуть двери, то снаружи автомобиль уже не открыть, ключ бесполезен, поскольку замок не связан с фиксатором. Придется воспользоваться металлической линейкой или проникать в салон через багажник, предварительно отвернув болты спинки заднего сиденья.
У автомобилей “Москвич» очень плохо работает “ручной” тормоз, а также невелик срок службы шарниров рулевых тяг, составляющий 40-50 тыс. км.
При покупке автомобиля “Москвич» следует обращать внимание на нижнюю часть задних крыльев, эти места наиболее подвержены коррозии. В багажнике существуют узкие “карманы” около крыльев, в которых скапливается вода, попадающая через неплотности сварных швов, щели уплотнителей и между боковыми вентиляционными решетками и крылом (у модели 2140), а также влага, конденсирующаяся из воздуха. “Карманы” лучше заполнить до краев антикоррозийной мастикой.
Фургоны Иж-2715 и их модификации имеют все недостатки автомобилей “Москвич”. Дополнительные хлопоты приносит замок задней двери, который плохо защищает от взлома, но легко засоряется и замерзает зимой. Заметим, что фургоны часто эксплуатируют с большой перегрузкой, поэтому лучше покупать “знакомую” машину, не изнуренную непосильным трудом.
Резюме
Автомобили “Москвич” и “Иж” менее комфортабельны, чем “Жигули”, но более приспособлены к перевозке тяжестей и плохим дорогам.