Опыт эксплуатации “Иж”, “Комби”, “Орбита”, “Ода”
Содержание
ИЖ-412ИЭ
Массовый выпуск ижевских “Москвичей” начался в 1970 году, однако первая партия была изготовлена в 1967-м, с этой даты и отсчитывают историю “ижей». Производство машин разместили на объединении Ижмаш (“Ижевский машиностроительный завод”), которое принадлежало одному из оборонных министерств. Объединение прославилось автоматами Калашникова, ружьями и мотоциклами марки “Иж”. Поскольку изготовление автомобилей отличается от производства оружия, пришлось построить фактически новый завод.
Первые машины были сделаны по конструкторской документации АЗЛК. От “Москвича” тех лет машина отличалась в основном круглыми фарами, декоративной решеткой и эмблемой,
Автомобили оснащались двигателями Уфимского завода автомобильных моторов УЗАМ-412. Коробки передач делали в Омске, сцепления — в Тюмени на оборонных предприятиях. Эти же агрегаты поставляли и в Москву. Кузов, а также сиденья, панель приборов и другие узлы ижевского изготовления со временем все больше стали отличаться от московских. Как- то незаметно исчезло имя “Москвич”, но обозначение 412ИЭ осталось.
Иж-2125 “Комби”
В Ижевске не стали дублировать московские универсалы и фургоны, а создали свои. Фургонам посвящена отдельная глава каталога. Пятидверный универсал выпускался с 1973 года. Он получил индекс Иж-2125 и собственное имя “Комби”. У машины стремительная форма, «квадратные” фары и оригинальная передняя решетка. Заднее сиденье, как и у других универсалов, складывающееся.
Автомобили семейства Иж-412 неоднократно модернизировали. Со временем они получили дисковые передние тормоза, регулятор тормозных сил, систему охлаждения с расширительным бачком, передние сиденья с подголовниками, ремни безопасности и др. С середины 90-х годов на автомобили устанавливали более мощные 1,6-литровые моторы.
Модернизация 1982 года была наиболее глубокой. Изменился внешний вид машин, габаритные размеры. Автомобили получили новые крылья, капот и крышку багажника, двери с утопленными ручками и т.п. Решетку радиатора и бамперы стали выпускать трех типов: хромированные, черные и покрашенные в цвет кузова. Новый седан отличался от прежнего почти как “Москвич-2140” от “Москвича-412”, тем не менее индекс остался почти без изменения. В заводских документах автомобиль значился как Иж-412-028. “Комби” повезло больше: машина получила новый индекс 21251.
В 90-х годах завод работал неритмично. Качество изготовления машин ухудшилось. В 1997 году было официально объявлено о прекращении производства автомобилей семейства 412.
Хронология
- Иж-412: 1967-1997 годы,
- Иж-2125: 1973-1982 годы,
- Иж-21251: 1982-1997 годы.
Технические характеристики
|
Иж-412 |
Иж-412 |
|
Кузов |
|||
Тип |
С |
С |
С |
Общее количество дверей |
4 |
4 |
4 |
Число мест |
5 |
5 |
5 |
Общие данные |
|||
База, мм |
2400 |
2400 |
2400 |
Длина, мм |
4120 |
4205 |
4205 |
Ширина, мм |
1550 |
1555 |
1555 |
Высота, мм |
1480 |
1500 |
1500 |
Минимальный дорожный просвет, мм |
173 |
168 |
168 |
Снаряженная масса, кг |
1045 |
1000 |
1000 |
Допустимая полная масса, кг |
1445 |
1400 |
1400 |
Время разгона с места до 100 км/ч, с |
19,0 |
19,0 |
Н.Д. |
Условный расход топлива, л/100 км |
|||
при 90 км/ч |
8,8 |
7,4 |
Н.Д. |
при 120 км/ч |
Н.Д. |
10,2 |
н.д. |
В городском цикле |
Н.Д. |
10,3 |
н.д. |
Марка топлива |
92 |
92 |
92 |
Двигатель и коробка передач |
|
|
|
Рабочий объем,см3 |
1478 |
1478 |
1584 |
Номинальная мощность, л.с. (кВт) |
75 (55) |
75 (55) |
80 (59) |
при МИН’1 |
5800 |
5800 |
5800 |
Максимальный крутящий момент, Н. м/мин |
116/3000 |
116/3000 |
119/3400 |
Число передач |
4 |
4 |
4 |
Модель |
Иж-2125 |
Иж-21251 |
Иж-21251 |
Кузов |
|||
Тип |
У |
У |
У |
Общее количество дверей |
5 |
5 |
5 |
Число мест |
5 |
5 |
5 |
Общие данные |
|||
База, мм |
2400 |
2400 |
2400 |
Длина, мм |
4120 |
4205 |
4205 |
Ширина, мм |
1550 |
1555 |
1555 |
Высота, мм |
1440 |
1500 |
1500 |
Минимальный дорожный просвет, мм |
173 |
168 |
168 |
Снаряженная масса, кг |
1100 |
1040 |
1040 |
Допустимая полная масса, кг |
1450 |
1440 |
1440 |
Время разгона с места до 100 км/ч, с |
19,0 |
19,0 |
н.д. |
Условный расход топлива, л/100 км |
|||
при 90 км/ч |
8,8 |
7,8 |
н.д. |
при 120 км/ч |
н.д. |
10,6 |
н.д. |
В городском цикле |
н.д. |
10,5 |
н.д. |
Марка топлива |
92 |
92 |
92 |
Двигатель и коробка передач |
|||
Рабочий объем, см3 |
1478 |
1478 |
1584 |
Номинальная мощность, л.с. (кВт) |
75 (55) |
75 (55) |
80 (59) |
при МИН’1 |
5800 |
5800 |
5800 |
Максимальный крутящий момент, Н-м/мин-1 |
116/3000 |
116/3000 |
119/3400 |
Число передач |
4 |
4 |
4 |
При 80 км/ч |
|
|
|
Иж-2126, Иж-2717 “Орбита”, “Ода”
Иж-2126 выпускается в небольших количествах автомобильным заводом в Ижевске. У этой, отнюдь не самой худшей отечественной машины, несчастливая судьба. Сегодня трудно точно определить даже год начала ее выпуска, поскольку “Орбиту” делали всегда относительно небольшими партиями, а массово выпускали преимущественно Иж-412 и фургон на его базе. Обычно указывают, что серийное производство ведется с 1991 года.
Тем не менее Иж-2126 бегают по дорогам, и встречаются объявления о продаже этой модели. Отметим, что о неисправностях этих машин говорить сложно: большинство из них собрано по обходным технологиям, что влечет нехарактерные дефекты. Поскольку “Орбиту” оснащали преимущественно двигателями УЗАМ, то об их неисправностях можно узнать из глав, посвященных передне- и заднеприводным “Москвичам». Рабочий объем моторов — 1,5; 1,6 и 1,7 л. Отдельные экземпляры — с двигателями 1,8 и 2,0 л.
Кузов Иж-2126 — 5-дверный хэтчбек. Привод на задние колеса. Несмотря на одинаковую компоновку, у автомобиля мало общего с Иж-412. Коробка передач — 5-ступенчатая, причем шестерни пятой передачи размещены не в отдельном картере, как, например, у АЗЛК-2141, а вместе с другими. Карданный вал и задний мост напоминают “жигулевскую” конструкцию. Подвеска всех колес — пружинная, причем спереди — типа “Мак-Ферсон».
Салон довольно просторен и комфортабелен. посадка удобнее, чем в Иж-412. Внутри машина выглядит чуть более современно, чем снаружи. На последних экземплярах складывающаяся спинка заднего сиденья — разрезная.
На старых экземплярах отсутствует очиститель заднего стекла, слабовато отопление. Качество сборки — не очень высокое, сказываются неритмичная работа завода, закупка мелких партий комплектующих у разных изготовителей. Понятно, что у “Орбиты” много оригинальных частей, которые в некоторых регионах нелегко купить. К счастью, немало и деталей используется от Иж-412, АЗЛК-2141 и автомобилей ВАЗ. С 1998 года собирают машины с двигателем, сцеплением и 5-ступенчатой коробкой передач от ВАЗ-2106. К преимуществам Иж-2126 следует отнести хорошую ремонтопригодность. Она обусловлена классической компоновкой, наличием съемных передних крыльев и др.
На базе Иж-2126 разработаны многочисленные модели с различными типами кузовов, но они существуют пока только на бумаге. Изготовлены малые партии универсалов. В 1998 году с конвейера сошли первые серийные пикапы Иж-2717 и фургоны Иж- 27171, потомки прежних “каблучков”.
Переломным для автозавода стал 2000 год: командовать предприятием начала финансово-промышленная группа, связанная с ВАЗом. Дела заметно оживились. Судьба машины последние годы была неопределенной, но теперь принято решение и сделаны конкретные шаги по увеличению производства. Значит, владельцам подержанных автомобилей не стоит бояться, что запчасти исчезнут вовсе.
По-видимому, большинство машин будут комплектовать “вазовскими” силовыми агрегатами. И еще: автомобиль сменил имя — теперь он называется “Ода».
Хронология
- Иж-2126: с 1991 года
- Иж-2717: с 1998 года
Технические характеристики
|
Иж-2126 |
Иж-2126 |
Иж-2126 |
Иж -2126 |
Кузов |
||||
Тип |
X |
X |
X |
X |
Общее количество дверей |
5 |
5 |
5 |
5 |
Число мест |
5 |
5 |
5 |
5 |
Общие данные |
||||
База, мм |
2470 |
2470 |
2470 |
2470 |
Длина, мм |
4070 |
4070 |
4070 |
4068 |
Ширина, мм |
1650 |
1650 |
1650 |
1660 |
Высота, мм |
1450 |
1450 |
1450 |
1450 |
Минимальный дорожный просвет, мм |
155 |
155 |
155 |
155 |
Снаряженная масса, кг |
1040 |
1040 |
1050 |
980 |
Допустимая полная масса, кг |
1440 |
1440 |
1450 |
1380 |
Время разгона с места до 100 км/ч, с |
17,7 |
н.д. |
12,6 |
15,0 |
Условный расход топлива |
|
|
|
|
при 90 км/ч |
6,9 |
Н.Д. |
н.д. |
6,9 |
при 120 км/ч |
9,6 |
н.д. |
н.д. |
9,5 |
в городском цикле |
9,7 |
Н.Д. |
н.д. |
9,8 |
Марка топлива |
92 |
92 |
92 |
92 |
Размер стандарт, шин |
175/70R13 |
175/70R13 |
175/70R13 |
175/R13 |
Рабочий объем, см3 |
1480 |
1569 |
1946 |
1699 |
Номинальная мощность, л.с. (кВт) при МИН’1 |
72(53) 5600 |
77(57) 5400 |
91(67) 5200 |
85(62) 5500 |
Максимальный крутящий момент, Н-м/мин-1 |
106/3200 |
123/3400 |
149/3000 |
130/3200 |
Число передач |
5 |
5 |
5 |
5 |
Опыт эксплуатации
Первым Делом следует отметить, что “Орбита” (“Ода”) имеет весьма привлекательное соотношение цена-качество. Самая дешевая из всех (за исключением “Оки”), она, несмотря на внешнюю неказистость, дизайн и заднеприводную компоновку, при эксплуатации производит приятное впечатление. Удобный и вместительный салон, довольно резвый характер и неплохая управляемость — это положительные качества “Орбиты”. Нарекания вызывает низкокачественный пластик внутренней отделки, поверхность которого удерживает пыль и уже после нескольких протирок приобретает еще более невзрачный вид. Тем не менее, обивка не скрипит и после нескольких лет эксплуатации автомобиля. Удобные сиденья позволяют без проблем преодолевать на машине большие расстояния. Если требуется перевезти большое количество багажа, то и здесь нет вопросов: емкий багажник, складывающееся заднее сиденье с легкосъемной подушкой образуют просторный грузовой отсек. К тому же “Орбита” стала первым отечественным автомобилем, у которого спинка заднего сиденья состоит из двух складывающихся независимо друг от друга половин. Благодаря этому сзади одновременно может быть размещен длинномерный груз и с удобством расположится пассажир. Однако, укладывать тяжелый груз в багажник не очень удобно из-за его высокой задней стенки.
Слабоват отопитель, которому “помогают» заедающая на многих машинах заслонка подачи воздуха и плохо подогнанные воздуховоды. В результате нагретый воздух с неохотой поступает к ногам передних пассажиров и совсем не проходит по каналам к ногам сидящих сзади. Не очень удобны опускающиеся лишь частично стекла задних дверей. Внимательно нужно относиться к уплотнителям стекол боковин кузова и стекла задней двери, которые (особенно на новых машинах) пропускают воду в багажник. Кстати, заднее стекло не загрязняется при движении в любых условиях. Сам же кузов прочен и хорошо выдерживает перегрузки, которыми, впрочем, не стоит злоупотреблять. Окраска кузова удовлетворительна и несомненно лучше, чем у “Москвича”. Днище кузова обработано защитной мастикой, тем не менее, следует потратиться на дополнительную антикоррозионную обработку.
Используемые на “Орбите” двигатели хорошо известны автомобилистам и особых нареканий не вызывают. Оба обладают запасом мощности, позволяя свободно двигаться за городом на пятой передаче. Нет претензий к коробке передач и карданной передаче. У ведущего моста по давней “ижевской” традиции примерно на 20-30-й тысяче пробега протекает манжета одной из полуосей. Как показывает опыт, после замены о ней можно забыть. По той же традиции и при том же пробеге выходит из строя внутренняя манжета главного цилиндра сцепления.
Тормоза довольно эффективные и надежные. Претензии можно высказать лишь к регулятору давления (“колдуну”), который нередко функций своих не выполняет и заставляет срабатывать аварийный сигнализатор отказа одного из контуров.
Подвеска “Орбиты» справляется с любыми неровностями и обеспечивает высокую плавность движения. Лишь при сравнительно крутых поворотах происходит заметный крен кузова. Все узлы подвески и рулевого управления надежны и долговечны. Претензии бывают лишь к передним стойкам, которые, в основном из-за небольшой технологической недоработки, теряют масло и перестают нормально работать.
Пожалуй больше всего нареканий в “Орбите” может вызвать электропроводка. Плохо выполненные соединения проводов, в том числе в клеммных колодках, время от времени вызывают отказы тех или иных приборов или систем. Поэтому в случае неисправности первым делом следует проверить цепь питания и лишь после этого сам потребитель тока.
В обслуживании “Орбита” не представляет особых сложностей. Кроме смены моторного масла и фильтров, следует проверять каждые 15 тыс. км пробега затяжку резьбовых соединений и производить несколько простейших регулировок, перечень которых не включает ни одного подшипника. Точек смазки, за исключением шлицевого соединения карданного вала (через 30 тыс. км), нет. Плюс к тому, ряд комплектующих этого автомобиля взят у старых “Москвичей”, это гидравлический привод выключения сцепления и само сцепление, блок педалей, подшипник и уплотнение полуоси, один из подшипников ведущей шестерни главной передачи, крестовины карданного вала, вакуумный усилитель тормозной системы, задние тормозные колодки. У новых “Москвичей” заимствованы: комбинация приборов, главный тормозной цилиндр и выжимной подшипник сцепления. У “Жигулей” взяли различные переключатели, штанги задней подвески, эластичную муфту и подвесной подшипник карданного вала. Детали от “Самары»: фары, подшипники передних ступиц, передние тормозные диски и колодки, колесные диски, радиатор с электровентилятором, электродвигатель отопителя, руль и подрулевые переключатели, блок предохранителей и реле. От “Волги”: уплотнение ведущей шестерни заднего моста и электродвигатель стеклоочистителя. И даже мотоцикл “Урал» стал “донором» — у него взяли крестовины для рулевого вала. Не представляет трудностей и текущий ремонт, нужда в котором при внимательном отношении к машине возникает относительно редко.
Резюме
“Орбита” — достойный продолжатель династии простых в обслуживании и ремонте заднеприводных автомобилей. Многие детали подходят от других автомобилей, но оригинальные пока продаются не везде.